13:03 

Мотивация убийства в детективном произведении

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Может, просто не повезло, но почему-то во всех пособиях "Как написать детектив", которые попадались на глаза, очень мало внимания уделяется мотивации совершаемых убийств. Меж тем, на мой взгляд, психологически точная мотивация преступника — одна из самых важных составляющих современного детектива. Не буду утверждать, что её одной достаточно для того, чтобы роман или фильм получились качественными. Но обратная закономерность работает безотказно: как бы хорошо ни было задумано и описано или показано преступление и расследование, но если мотивация убийства покажется читателю (зрителю) не убедительной, это испортит ему всё впечатление от книги или картины.
Автору детектива эта область интересна тем, что её рамки сильно ограничены. Список поводов для отправления кого-то на тот свет в принципе не слишком велик, а детективный жанр ещё больше его ограничивает, так как предпочитает неоднозначные, как правило, тщательно спланированные или, в крайнем случае, ловко скрытые убийства.

Вот примерная классификация мотивов убийств, которые чаще всего встречаются в детективных кино и литературе:
1) Корысть. Преступник стремится заполучить деньги, собственность или какие-то иные блага (вплоть до здорового органа, годного для пересадки), которыми владеет жертва, и планирует, что в случае смерти жертвы эти блага перейдут к нему. Как вариант — убийство заказное, и преступник зарабатывает на его исполнении.
2) Препятствие. Жертва, намеренно или невольно оказывается на пути преступника к достижению цели. Цель может быть различной: ценности, должность, победа в каком-то соревновании, соединение с желаемым партнёром, совершение другого преступления... И даже просто покой. Историю о горбуне, которого оправдал Плевако, все наверняка прекрасно помнят.
3) Месть. Некто сделал преступнику что-то плохое, и он решает отплатить той же монетой. Причём это "плохое" может быть злом только субъективно с точки зрения преступника — скажем, посадили в тюрьму, причём за дело. При такой мотивации жертвой или жертвами не обязательно становится именно тот субъект, который причинил зло. Это могут быть его близкие, а могут быть и совершенно посторонние, абсолютно невинные люди. В Голливуде полно сюжетов о каком-нибудь террористе, который подбрасывает бомбу в торговый центр, потому что десять лет назад кто-то расстрелял его семью, но полиция так до сих пор и не нашла убийц.
4) Ревность — ну, куда же без неё. Сюда же отнесу преступления на почве страсти, когда убивают не соперника или соперницу, а сам предмет вожделения. "Так не доставайся же ты никому!"
5) Сокрытие информации. Некто знает что-то такое, что может сильно навредить преступнику. Иногда он шантажирует его этим, иногда просто представляет собой потенциальную угрозу. У детективщиков это любимый мотив для второго, третьего и сорок седьмого убийства в романе. Сначала спёрли шляпку, потом пришили тётку, которая догадалась, кто спёр шляпку, потом прибили дворецкого, который видел, как пришили тётку, и так далее до бесконечности.
6) Зависть. В чистом виде в детективах встречается редко, но всё же иногда встречается. Хотя, конечно, чаще всё же сочетается с корыстью, препятствием или ревностью.
7) Защита. Потенциальная жертва оборонялась от нападавшего и случайно сама превратилась в убийцу. Или ещё интереснее: нападения пока даже и не было, была только угроза, — но преступник предвосхитил события и заранее расправился с нападавшим. Такое часто бывает, когда угрожают не самому убийце, а, скажем, его близким.
8) Случайность — непреднамеренное убийство. Муж не собирался расправляться с женой, просто поссорился с ней, легонечко толкнул, а та возьми да и упади с лестницы. Врач и в мыслях не имел убивать больного, но случайно ошибся в дозе или же по ошибке выписал препарат, к которому у больного непереносимость. Сюда же попадает спонтанное, незапланированное убийство — в припадке ярости, в состоянии аффекта и т.д. Автору детективных произведений такие убийства интересны только в том случае, если убийца не бежит тут же с повинной, а начинает заметать следы, скрывать сам факт преступления или переводить стрелки на кого-то другого.
9) Идейные противоречия. Убийства на религиозной почве, расовой, национальной, классовой... Хотя классовая — это уже, наверное, чаще ближе к зависти. В общем, все те случаи, когда убийца и жертва "не сошлись во мнениях по поводу одного места из блаженного Августина".
10) Убийство ради убийства. Ну, с этим всё ясно, это про маньяков и иже с ними. Кто-то из них выбирает жертв по определённому признаку или принципу, кто-то затеял этакий своеобразный интеллектуальный поединок с "сыщиком", а кому-то вообще всё равно, кого убивать, нравится сам процесс. Хотя при данной мотивации бывают и исключения, например, убийца не маньяк, а экспериментатор или игрок. И он, скажем, убивает первую жертву исключительно для опыта, чтобы проверить эффективность изобретённого им яда, который предназначен в итоге совсем для другого человека.
11) Самоутверждение. Совершив убийство, человек возвышается либо в собственных глазах по собственной шкале ценностей ("Тварь я дрожащая или право имею"), либо в глазах социума (банды, сокамерников и т.д.). Сюда же, пожалуй, попадёт и убийство, которое вынужден совершить внедрённый в стан врагов шпион или полицейский под прикрытием, чтобы ему поверили.
12) Сострадание. В большинстве случаев речь об эвтаназии. Жертва неизлечимо больна, и убийца отправляет её на тот свет, чтобы избавить от мучений или прекратить их. Нередко это делается по желанию или даже по настойчивой просьбе жертвы.

Вот, собственно, и все возможные категории мотивов в детективном произведении (если кто-то найдёт, чем дополнить этот список, буду очень признательна!). А дальше у автора два пути: либо выбрать один из стандартных мотивов и постараться сделать мотивацию своего героя небанальной за счёт психологизма, нестандартной ситуации и прочих художественных средств, либо попытаться изобрести новый, ещё не использованный, но столь же убедительный мотив для своего героя.

При перепечатке или цитировании большая просьба ссылаться на источник.

@темы: Пописухинство, Я вот тут подумала...

URL
Комментарии
2016-01-10 в 13:38 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Список, мягко говоря, неполный. Навскидку:
Интерес: Как человек умирает, я вовек не видал,
И вот вживую хочу я это счас увидать!


Чистый садизм: наслаждение от причиняемых другому страданий.

Порфироносный садизм: наслаждение от того, что обладаешь властью отнять чью-то жизнь.

Научный интерес: исследование процесса умирания, в т.ч. с целью поиска средств продления жизни...

Все вышеперечисленное нельзя уложить в вышеприведенные пункты. То есть, уложить-то, конечно, можно, но будет некузяво. И это далеко не полный перечень.

2016-01-10 в 13:55 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Mara_Jade_Palpatyne, а вот не соглашусь. Все названные тобой пункты — это убийство ради убийства. Даже изучение умирания. То есть убийце нужен не результат, не факт, что тот или иной человек покинул наш бренный мир, а сам процесс. Вполне себе кузяво. :)

URL
2016-01-10 в 14:01 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Оладушка, не кузяво. Потому что убийство ради убийства - это "Пятница, 13". А тут четыре совершенно разных мотива. Один преступник - "как ребенок, который отрывает ножки жуку, просто чтобы посмотреть, что получится". Другой - наслаждается процессом отрыва ножек. Третий - тем, что может ножки оторвать. Четвертому интересно, не оглохнет ли жук, если ему оторвать ножки. Совсем разные мотивы, совсем разное отношение к смерти. Первого убийцу вообще можно найти только случайно, например.
Хотя, конечно, свести к "убийству ради убийства" можно, но с таким же успехом можно, например, сказать, что все люди женятся, чтобы умереть. Поскольку все, кто женились, в конечном счете, померли. За исключением тех, кто пока еще жив.

2016-01-10 в 14:08 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
А тут четыре совершенно разных мотива. Один преступник - "как ребенок, который отрывает ножки жуку, просто чтобы посмотреть, что получится". Другой - наслаждается процессом отрыва ножек. Третий - тем, что может ножки оторвать. Четвертому интересно, не оглохнет ли жук, если ему оторвать ножки. Совсем разные мотивы, совсем разное отношение к смерти. Первого убийцу вообще можно найти только случайно, например.
Мотивы разные, но группа мотивов "не результата ради, а процесса для" одна. Точно также как "корысть" объединяет и взрыв машины миллионера наследником, и, скажем, отравление балериной соперницы- претендентки на первую роль, и удар ножом, совершённый наркоманом ради дозы, и действия киллера-снайпера. Это всё равно корысть.

URL
2016-01-10 в 14:23 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Хотя... Я тут подумала, и пришла к выводу, что кое в чём, пожалуй, соглашусь. Возможно, что убийце, отрывающему ножки ради осознания, что он это может, нужен не процесс, а именно результат — самоутверждение. Пойду дополню список.

URL
2016-01-10 в 14:28 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Оладушка, попробую пояснить на примере.
Есть, допустим, группа напитков - вино. Даже более того, крепленое вино. В этой группе есть, например, херес, токай, мадера, портвейн. Ты говоришь, что все это вино. Это, конечно, правда, но херес не токай, а мадера не портвейн. И если ты предложишь человеку вместо токая портвейн, он может даже обидеться. Потому подобная группировка мотивов имеет очень мало практического смысла. Это вульгаризация, это упрощение, огрубление. Мотив, на самом деле, более глубок, чем простое определение, у него есть свой, индивидуальный букет из человеческих чувств, весьма индивидуальный в каждом конкретном случае. В этом весь цимес детектива - в тончайшем подборе психологических ингредиентов.
Что может быть проще ситуации, в которой должник убил заемщицу топором? Но гений сделал из этого "Преступление и наказание". Из одного и того же мяса у кого-то получится прекрасный шашлык, а у другого - полусьедобная муть, а разница - только в искусстве кулинарной композиции. Потому эту классификацию можно смело отправлять в отставку. Ну, или, как вариант, отставить на полку.

2016-01-10 в 14:41 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Это общая классификация. Разделение на примерные категории, как классы и виды в биологии.
Да, есть вина, есть соки, а есть лимонады. Цели расписывать каждый сорт вина по сортам, маркам, годам и особенностям букета я не ставила. Это личное дело каждого автора.
Что может быть проще ситуации, в которой должник убил заемщицу топором? Но гений сделал из этого "Преступление и наказание". Из одного и того же мяса у кого-то получится прекрасный шашлык, а у другого - полусъедобная муть, а разница - только в искусстве кулинарной композиции. Потому эту классификацию можно смело отправлять в отставку.
Не вижу никакой связи между тем, что "неудавшийся детективщик" написал нудный роман, а кто-то другой не умеет писать и готовить — и своей классификацией. Сделала её для себя и для тех, кому она может быть интересна и полезна. Остальным не навязываю, и в отставку по их пожеланиям отправлять не собираюсь. Кому не нравится — вот вам Бог, вот порог.

URL
2016-01-10 в 14:51 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Оладушка, только не сердись, я же ничего обидного не говорю. Просто я, правда, не знаю, чем такая классификация может помочь. Это вроде справочной информации по типам лиц, висящем в милицейском участке - вот так выглядит грузин, так армянин, так таджик... а то, что мой сосед Нураддин-ака почему-то похож не на узбека, а на молдаванина с этой же картинки, дело третье.
Может, это и полезно, но убей не пойму, зачем. В отличие от плана произведения, который действительно очень помогает в работе. В любом случае, не сердись. В конце концов, это только мое мнение.

2016-01-10 в 15:03 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Если б классификация мне была не нужна, я бы её не составляла. Видимо, мы пишем с тобой разные вещи.

Подозреваю, что подобная схема может быть полезна, например, человеку, который делает вертикальный сериал. Лично я бы не стала смотреть или читать несколько историй, где все убийства совершают маньяки и извращенцы, и разница только в том, что одному нравится процесс умирания живого существа, другому — расчленение трупа, а третьему — трахать мёртвое тело. Наверное, и такие сериалы есть, просто я не в курсе. Но большинство лучших сериалов построено именно на поиске психически сохранного преступника. Которому выгодна смерть жертвы и то, что за этим последует, а не только процесс её умирания.

URL
2016-01-10 в 15:23 

ЗЛОБНЫЙЗМЕЙ
Демократия бывает гладкоствольная и нарезная.

Sans une révolution Red Lady of the Sith
Оладушка, только не сердись, я же ничего обидного не говорю. Просто я, правда, не знаю, чем такая классификация может помочь. Это вроде справочной информации по типам лиц, висящем в милицейском участке - вот так выглядит грузин, так армянин, так таджик... а то, что мой сосед Нураддин-ака почему-то похож не на узбека, а на молдаванина с этой же картинки, дело третье.
Может, это и полезно, но убей не пойму, зачем. В отличие от плана произведения, который действительно очень помогает в работе. В любом случае, не сердись. В конце концов, это только мое мнение.


Ну, да, нафига строить мотоцикл, если я на нём не езжу?!

2016-01-10 в 17:01 

.Shamsi.
I will
а в какие из категорий подойдут всякие заговоры? если заговор ради собственного воцарения, например, то понятно, что в первую. А если убивают очередного Безумного Короля или там условного фюрера, потому что у них власть и они опасны? защита?

2016-01-10 в 17:09 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Очевидно да, защита. Всё-таки речь о детективных романах. :)
Ну, или какой-то другой мотив, по которому в детективе могут убить Безумного короля.

URL
2016-01-10 в 17:15 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Оладушка, Подозреваю, что подобная схема может быть полезна, например, человеку, который делает вертикальный сериал
Понятно, спасибо. Я, действительно, таким не занимаюсь, отсюда и непонимание.
Я просто живо интересуюсь всем новым и интересным в этой сфере, ну а мой интерес несколько вивисекторский. И немного эгоистичный, как сказал ЗЛОБНЫЙЗМЕЙ, мотоцикл, на котором я не могу поехать, кажется мне бесполезным.
Вообще-то, в мои намерения входило исключительно помочь и совершенно не входило огорчать.
Должно быть, я просто не в себе от затянувшегося простоя.
Еще раз прошу прощения.

2016-01-10 в 18:16 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Mara_Jade_Palpatyne, да ладно, не переживай. Ну не сошлись во мнениях, бывает. :wine:

URL
2016-01-11 в 00:34 

Old_Nik
Scripta manent
Я бы убийства ради убийства еще разбавил бы более глобальными мотивами вроде одержимости, например, жертвоприношение, ритуальное убийство. То есть это не совсем маниакальная тема, потому что тут убийство происходит не совсем потому, что нравится убивать, а надо вот именно рыжеволосых девственниц, иначе проснется великий дагон и пернет так, что все задохнутся. И наступит межгалактический вакуум. Или, наоборот, что-то вызвать (того же дагона или дождь из платиновых блондинок). То есть убийство как триггер.

2016-01-11 в 00:40 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Ну, опять же всё это частности, подпункты и подразделы. :)
В итоге всё равно получается или защита мира от пердящего дагона, или плюшки в виде дождя из блондинок, то есть корысть.

URL
2016-04-30 в 11:09 

Хейлир
Извините, что без приглашения. :)

В одном из рассказов Честертона (где разговор, собственно, и начинается с классификации мотивов убийства) жертву убивают, чтобы свалить на неё собственное преступление (грабеж).

В одном из романов Агаты Кристи убийца проводит "генеральную репетицию" убийства (жертва "определилась" случайным образом). Ещё в нескольких совершают "дополнительные" (ничем более не мотивированные) убийства с целью запутать следствие. По принципу "Где умный человек прячет лист? В лесу".

2016-04-30 в 11:39 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Извините, что без приглашения.
Хейлир, что вы, что вы, всегда рады, заходите. :buddy:

URL
2016-04-30 в 13:03 

Эльвинг
Идущая сквозь сумрак
Оладушка, :hlop:
Спасибо, действительно полезная схема. ;)

2016-04-30 в 13:24 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Эльвинг, спасибо на добром слове!
Можно полюбопытствовать: вы пишете детективы?

URL
2016-05-01 в 00:12 

Можно вспомнить и такой вариант, как убийство по заказу.

2016-05-01 в 09:07 

Оладушка
Поживём — увидим, доживём — узнаем, выживем — учтём.
Можно вспомнить и такой вариант, как убийство по заказу.
Но это однозначно корысть, первый пункт.
Другое дело, что при заказном убийстве получается, что на самом деле убийц, как минимум, двое — заказчик и исполнитель. И мотивы у заказчика могут быть не только корыстные.

А вот "убийство с целью запутать следствие", пожалуй, стоит добавить.

URL
   

Наверное, что-нибудь напишу

главная