15:05 

Через призму современной колокольни

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
Делюсь мыслями, навеянные сегодняшним Лялиным постом в ЖЖ. Она прочитала Светозару "Что такое хорошо, и что такое плохо" и не согласилась с автором по многим статьям. В частности, Ляля не видит ничего плохого в том, что ребёнок полез в грязь и перепачкался. :) Ну, подумаешь, измазался, велика беда. Зато мир познаёт.
В ответ я разразилась менторским комментом в стиле "Лялечка! Вместо письма", где написала, что неплохо бы, читая, делать скидку на время создания произведения. Ибо в двадцать пятом году стиральных машинок как-то не было. И стирали матери одежду руками, в корыте или в речке, часто холодной водой, а нередко и золой вместо мыла. И делали это вечером и ночью после многочасового рабочего дня, причём трудились не в офисе. А ещё у них не было ни супермаркетов, ни полуфабрикатов, ни холодильников, ни пылесосов... И грязь означала не как у нас "перепачкался - помылся", всё было гораздо страшнее. Это только современный человек может себе позволить роскошь быть неряшливым и лишнюю неделю не пропылесосить квартиру. А в тех условиях антисанитария моментально вела за собой вшей, клопов, крыс, разного рода заражения, болезни и прочие "прелести".


К чему я это всё? К тому, что мы, и как читатели, и как авторы, постоянно смотрим на минувшие времена только с современной колокольни. Мы меряем людей прошлого, их жизнь, их поступки, нашим аршином с жидкокристаллическим сенсорным экраном. Ладно, про чтение разговор отдельный. Но про писательство...
Когда читаешь те или иные нынешние произведения или смотришь современные фильмы о временах минувших, то и дело сталкиваешься с тем, что создатели не понимают и не чувствуют, как бы это назвать, психологию эпохи, что ли. И это касается не одних лишь интернет-авторов (значительная их часть всё-таки пока ещё только точит свои перья), но и относительно маститых, много и широко издаваемых литераторов.
В качестве иллюстрации приведу такой пример: детектив, действие происходит в СССР, в шестидесятые годы. Героиня заводит роман с модельером, и её отца, крупного милицейского чина, очень возмущает, что избранник дочери одевается и ведёт себя как гомосексуалист. С точки зрения современного человека в этой ситуации нет ничего особенного. Но те, кто помнят или хотя бы знают ту эпоху хватаются за голову, так как в советском УК существовала статья за мужеложство, и вести себя, либо одеваться особым образом, демонстрируя свою нетрадиционную ориентацию, было и глупо, и опасно... Но тот, кто писал этот роман, изданный под очень известным брендом, просто не в курсе ни социальных норм, ни психологических ценностей тех лет.
Сейчас пошла мода на достоверность реалий, что само по себе, конечно, очень похвально. Беда в том, что достоверность отчего-то распространяется только на детали, и то не на все, а на определённую их часть, в основном, медицину, оружие и одежду. И в результате получается, что в Средневековой Европе героиня в очень достоверно, до мельчайших чёрточек, описанном платье оказывается студенткой университета, при дворе Екатерины Великой создают правдоподобно вооружённое профессиональное женское войсковое подразделение, а любящий отец-китаец запрещает бинтовать ножки своей маленькой дочке, чтобы ребёнку не было больно. Но подобных вещей никак быть не могло быть, потому что это противоречит всем социальным установкам эпохи. И прежде чем писать о минувших временах, нужно изучать сначала их психологию, систему ценностей, представления о марали и т.д. — и только потом уже детали быта.
Уже предвижу возражения: мол, я не ставлю себе целью написать правдоподобное историческое произведение, я пишу фэнтези, и создаю свой собственный мир, а обстановка той или иной эпохи для меня просто антураж. Да создавай, кто тебе не велит! Важно только понимать, что в любом вымышленном мире нужна такая же логика коллективного сознания, как в мире реальном. И если в вашем мире принято, чтоб предложение руки и сердца исходило от женщины к мужчине, а не наоборот, значит, женщина должна иметь возможность и содержать, и защищать семью.

@темы: Пописухинство, Я вот тут подумала...

URL
Комментарии
2014-09-16 в 15:22 

Редкоштная_Шволочь
Низкие мысли о высоких материях
создатели не понимают и не чувствуют, как бы это назвать, психологию эпохи, что ли
так ведь оно же проще: написать "я так вижу", формально соблюдая какие-то правила (ну там не сажать героя в авто, если речь идет про эпоху Екатерины, не надевать на даму брюки в ту же эпоху и т.п.), а вот если пытаться каждый сюжетный поворот и вообще, в целом поведение персонажей анализировать не только с точки зрения "мне надо для сюжета" и логики своей, авторской, но еще и логики исторической (точнее, историко-психологической), то это уже "совсем другой коленкор" и совсем другие эмоциональные и умственные затраты

2014-09-16 в 15:28 

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
Редкоштная_Шволочь, согласная. Затрачивать себя никто не любит, а пипл всё хавает. :)

URL
2014-09-16 в 16:10 

VeryZlaya
Locus ubi mortui docent vivos.
Вот... да! ППКС! )

2014-09-16 в 16:15 

.Shamsi.
I will
В ответ я разразилась менторским комментом в стиле "Лялечка! Вместо письма"
:lol: как я разоржалась в этот момент!)))

горячо поддерживаю. А то очень я люблю, когда человек пишет-снимает фантастический сюжет, и там внезапно с неба берет и падает рояль, который как бы извиняет и объясняет все нелогичные ходы. А надо мной смеются - мол, ты б еще возмутилась, что у них кожа синяя.
Ну уж нееет. Я нормально воспринимаю всякие допущения типа "в этом мире у женщин семь сисек и ракушка вместо носа, а еще ездят на ручных аксолотлях с рогами вместо жабр", но почему в этом мире персонажи ведут себя вопиюще противоестественно, диалоги картонные, драмы надуманные, а сложные детективные вопросы решаются великим ПАТАМУШТА ЭТО ВСЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СНИТСЯ ЖИРНОМУ КАРЛИКУ, мне не совсем понятно)

2014-09-16 в 17:59 

СвеТ_
Попробуйте жить по совести: сначала больно, потом понравится.
Ну, подумаешь, измазался, велика беда. Зато мир познаёт.

Недавно где-то натыкалась на статью (или развернутый комментарий) на тему того, что почему высмеиваются старые книги про воспитание, гигиену малышей. Типа мамам в книжках запрещалось давать целовать ребенка, все кипятить и т.п. На самом деле, это было вполне оправданные меры для предотвращения многих смертельно опасных для ребенка заболеваний в то время. Сейчас эти заболевания уже не столь распространены и поэтому эти правила выглядят глупыми и надуманными.

2014-09-16 в 18:18 

Mara_Jade_Palpatyne
Sans une révolution Red Lady of the Sith
Вот за это я и не люблю фэнтезятину (за редкими исключениями вроде Толкиена и Мартина; но последний, кстати, как раз и старается придерживаться "фантастического реализма", порой даже через чур).
Кстати, этим грешит не только фэнтези. Многие исторические романы можно смело совать в ту же топку. Конечно, литература всегда преукрашивала действительность, но хороша она только тогда, когда это преукрашивание и ретушировка не через край. Нельзя сочувствовать картонному герою, равно как и герою с надуманными проблемами (АКА проблема ради неидеальности героя). Герой должен быть человеком из плоти и крови, именно тогда его достоинства приобретают настоящую цену. Он такой же, как мы, он живет в тех же условиях, что и мы, но поступает лучше нас. Не потому, что идеален, а вопреки своей неидеальности.
То же касается "рафинированного" мира с дивными эльфами и гадкими орками. По большей части, это интересно младшему школьному возрасту и их психологическим ровесникам. Мир в произведении должен быть таким, чтобы Читатель без труда в него "входил" - даже если действие произведения происходит в средневековом замке в Палестине, на дне океана, неизведанных глубинах космоса или где-то там, где Читатель не был и, скорее всего, не будет. Но для этого это должен быть настоящий, живой мир, а не картонная декорация.
Обьективно говоря, этого трудно добиться, и я не уверена, что у меня это получается. То есть мне-то удается почувствовать те миры, где действуют мои герои, но вот передаю ли я это Читателю? Наверно, это вечная проблема любого писателя.
Ох, растеклась Маруся мысью по древу...

2014-09-16 в 18:18 

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
А надо мной смеются - мол, ты б еще возмутилась, что у них кожа синяя.
Как-то раз мы со Змеем пересматривали "Горца" и случился эпохальный диалог.
Я (уж не помню чему придравшись): Что-то это как-то нелогично...
Змей: А то, что он живёт вечно, тебя не смущает?
С тех пор его фраза стала у нас крылатой. :lol2:

URL
     

Наверное, что-нибудь напишу

главная