Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:00 

Оладушка
Вот это ваше харакири потом кто будет убирать?
Глядя на современную детскую литературу (в том числе, и ту, с которой приходится работать), начинаю опасаться, что у нынешних деток есть все шансы вырасти недоумками. Поймите меня правильно, речь не о том, что все нынешние книги (а также фильмы, игры и так далее) для детей — тупые и плохие. Они, может быть, и по-своему хорошие, но... И "но" это в том, что все они РАЗ-ВЛЕ-КА-ТЕЛЬ-НЫЕ. Исключительно и только.
Да, конечно, детей надо, более того, необходимо, развлекать. И всё, что делается для дошкольного, а также младшего и даже среднего школьного возраста, обязано быть интересным, увлекательным и занимательным. Но при этом желательно что-то ещё, кроме развлечения. А этого "чего-то" в современной детской литературе — увы, нет.

Оставлю пока в покое моральные проблемы, отношения героев и всё такое прочее из области психологии и социологии. Как решается этот вопрос в современном искусстве, в том числе и детском — тема совершенно отдельная. Сейчас я говорю лишь о том, что чуть не добрая половина книг нашего детства, помимо того, что такое хорошо и что такое плохо", учила нас ещё и куче самых разных, но всегда полезных вещей.

Конечно, нельзя судить исключительно по себе. То есть, по человеку, чьи знания физики целиком и полностью ограничиваются книгами Перельмана. И школьный курс мало что к ним дополнил, потому что он за столько лет практически выветрился из головы — а фокус с опускаемыми в воду монетами помнится до сих пор. И по математике я в школе хорошо училась только потому, что я обожала "Магистра рассеянных наук" и серию о Карликании. И первую свою пятёрку в МГУ получила исключительно благодаря детской книге "Человек с луны" — на антропологии попался вопрос о Миклухо-Маклае. Я совершенно не умею рисовать и никогда не изучала теорию живописи — но во время курса искусствоведения вдруг обнаружилось, у меня есть прочная теоретическая база... благодаря детской же книге "Человечек на стене". Могу продолжать перечислять ещё очень долго и уверена, что я далеко не одна я такая красивая. Наверняка каждый из нас, покопавшись в памяти, скажет, что узнал то-то и то-то, а ещё вот это и вон то именно из любимых детских книжек. Которые, прошу заметить., при этом были не учебниками и не научно-популярной литературой даже, а, прежде всего, чертовски интересным чтением. Мы читали прекрасные книги с симпатичными героями, с увлекательным сюжетом, яркими деталями — и попутно изучали историю, географию, культуру, искусство, физику, химию, биологию и Бог знает, что ещё. Бедные наши детишки , увы и ах, этого лишены.

Мне возразят, что в книжных магазинах полным-полно красочных изданий именно обучающего характера. Всевозможные "Математики в комиксах", "Герменевтики для дошкольного возраста" и "Книги для мальчиков: как стать самым крутым в первом классе". Да, на полках в магазинах я их видела. А вот детей, которые с любопытством читают нечто подобное, — как-то не очень. Потому что детям это не интересно. Дети всё больше смотрят мультики, играют в Барби и компьютерные стрелялки и читают ужастики. Им нравится именно они. Потому что живо, доступно, увлекательно... А также легко и совершенно ненапряжно. Но вот вопрос — а чему можно научиться из стрелялок, Шрека, Гарри Поттера или какого-нибудь "Старого дома с жуткими призраками"? Кодам на бессмертие? Искусству полёта на метле? Средствам борьбы с вампирами? Весьма полезные навыки, ничего не скажешь. Прям-таки необходимые для выживания. Неужели авторам так трудно добавить в книгу, фильм или игру что-то действительно развивающее? То, что поможет маленькому человеку приобрести новые знания или хотя бы заставит его задуматься? Такое чувство, что авторы просто боятся, что если читателю придётся хоть чуть-чуть включать головной мозг, то книга (фильм, игра) не будут пользоваться спросом. На мой взгляд, это странно. Ведь дети любят учиться, и, скажем, узнать, как правильно разводить реальный костёр, не устроив при этом пожара им ничуть не менее интересно, чем сражаться с толпой виртуальных зомби. Во всяком случае, пока. Что будет ещё лет через десять — и думать боюсь...

@темы: Барон, рыдая, вышел, Я вот тут подумала...

URL
Комментарии
2013-06-29 в 22:03 

VeryZlaya
Locus ubi mortui docent vivos.
Эммм... Ну, вот как раз про Гарепоттера я бы попросила... Дружба (в т.ч. проблемы, возникающие по ходу), семья, первая любовь, которая осталась таковой на всю жизнь, предательство, прощение, справедливость, смерть, война - какбе весьма обучающее правильным человеческим чувствам произведение. Ну, а в плане обучающих моментов - полно отсылок к античной мифологии, истории Англии и латыни, например. Но не могла же Роулинг еще и про ВОВ написать? Хотя отсылка ко второй мировой тоже есть.

Кстати, в детстве запоем читала книги с "обучающими моментами" - например, про то, как дети выводили в инкубаторе птенцов, про пещерных людей, про то, как разводить костер, про животных и даже про то, как чинить самолет - вот ни разу не пригодилось. Прочитала всю школьную библиотеку, ни одной книжки, обучающей географии не могу вспомнить. А это - единственное, что может быть полезного в таких книжках. А, да, книжки с историческим уклоном - вполне, правда, для более старшего возраста. Вот таких сейчас не пишут, наверное, только псевдоисторическое фуфло.

2013-06-30 в 00:13 

Оладушка
Вот это ваше харакири потом кто будет убирать?
VeryZlaya, я и забыла, что ты любишь Гарри Поттера. :)
какбе весьма обучающее правильным человеческим чувствам произведение.
Потому я и сказала, что какбэ человеческие чувства — это отдельный разговор.
вот ни разу не пригодилось
В результате стала образованным человеком и интересным собеседником. ;) Не думаю, что это называется "не пригодилось".

URL
2013-06-30 в 08:29 

Beann Sidhe
Я хочу, чтобы все добрые люди на земле собрались и поубивали бы всех злых (c)
Пригодилось - мне кажется, очень растяжимое понятие... ребенок, который постоянно узнает что-то новое, получает возможность развивать нервные связи в мозге, и соответственно становится умнее, даже если это какие-то случайные факты типа "температура в инкубаторе должна быть постоянной". Ванечка вот, например, в детстве страшно любил читать разные энциклопедии, особенно про морских млекопитающих (родителей достал ужасно главой про китов, каждый день ее пересказывал) - и я таки уверена, что это оказало положительное влияние на его умственные способности, даже если он в итоге и не выучился на океанолога. Но это ж надо усилия прилагать, и детям - чтоб знания получить, и родителям, чтоб ребенок начал интересоваться именно знаниями. А незамысловатые игрухи развивают в основном связь с центром удовольствия, в итоге получаем аналог знаменитой крысы с электродом в башке.

2013-06-30 в 10:07 

.Shamsi.
I will
В целом более чем согласна, дети меня печалят. Но про Гарри Поттера я тоже попрошу!))) книга волшебная, и потому, конечно, не научит север в лесу находить по мху. Это другой мир с другими методами взаимодействия с ним. Но вот правильным чувствам, любви, милосердию, твердости книга действительно учит. Это тоже очень ценно и нужно, этого многим не хватает.
А детям, в общем, всегда есть, что читать - Твен и Майн Рид никуда не делись. Другой вопрос в том, что они не хотят.

2013-06-30 в 10:18 

Оладушка
Вот это ваше харакири потом кто будет убирать?
Beann Sidhe, очень приятно, что ты меня поняла. :kiss:
С крысой — как раз тот самый случай. Удовольствие не от того, что узнал что-то интересное, что чему-то научился, что что-то создал, пусть крошечное, пустяковое — но создал сам. Нет, к сожалению, единственный доступный способ получения удовольствия — нажать кнопку. :(
Твен и Майн Рид никуда не делись. Другой вопрос в том, что они не хотят.
.Shamsi., не только не хотят, но и не могут. Для современных детей даже "Том Сойер", не говоря уже о Майн Риде, Дюма и Жюле Верне, необыкновенно сложны и трудны для понимания. Система восприятия уже совершенно другая, информация воспринимается лишь в том случае, когда подана в боле упрощённом и наглядном виде. Они просто не способны продраться через большой объём текста, над которым иногда ещё и думать надо. :(

URL
2013-06-30 в 10:49 

Beann Sidhe
Я хочу, чтобы все добрые люди на земле собрались и поубивали бы всех злых (c)
Первый раз читала Тома Сойера в каком-то сильно нежном возрасте, ну и понятное дело, что некоторые реалии жизни в Америке 19го века мне были неясны. Например, я довольно смутно представляла себе Библию и трагическая история мальчика, который выучил более 9000 стихов и сошел с ума, меня потрясла, я подумала, что это какая-то совсем уж суровая книжка, если от нее можно головой повернуться вот так вот запросто, и до института так и не решилась ее прочесть, опасаясь за свой хрупкий рассудок. (Мысль о том, что мальчик сошел с ума от перенапряжения в процессе заучивания стихов, мне в голову не пришла, потому что меня с детства окружали люди, помнившие наизусть большую часть собраний сочинений Пушкина и Лермонтова).

2013-06-30 в 10:51 

Оладушка
Вот это ваше харакири потом кто будет убирать?
Первый раз читала Тома Сойера в каком-то сильно нежном возрасте
А вот такой вопрос на засыпку: ты в сильно нежном возрасте идентифицировала себя с Томом Сойером? Или воспринимала его отстранённо, поскольку он мальчик, а ты девочка?

URL
2013-06-30 в 19:13 

Beann Sidhe
Я хочу, чтобы все добрые люди на земле собрались и поубивали бы всех злых (c)
Поскольку я к этому моменту уже прочитала "Одиссею капитана Блада", "Таис Афинскую" и "Всадника без головы", Том Сойер смотрелся как-то очень бледно, и я его воспринимала скорее как "ну вот да, живет в Америке мальчик-долбоклюв, и чо?". Отвечая на твой вопрос, при прочтении книг мне хотелось быть как герои-мальчики, объезжать мустангов, побеждать чудовищ и искать приключений, хотя я четко осознавала, что я вообще-то девочка (но девочкам в книжках доставались все больше дурацкие роли типа "сидеть и обмахиваться веером, периодически падая в обморок", что было обидно, поэтому формулировка была примерно "я девочка, но не как эти дуры"). Таис Афинская была моим личным героем, хоть в бой и не ходила.

2013-06-30 в 19:53 

Оладушка
Вот это ваше харакири потом кто будет убирать?
я к этому моменту уже прочитала "Одиссею капитана Блада", "Таис Афинскую" и "Всадника без головы",
Это у тебя неудачно сложилось, конечно. :)

URL
2013-06-30 в 20:29 

Dashqu
Радость – она сама по себе смысл
Хорошая тема)
Я вот в детстве зачитывалась мифами и легендами различных стран, так как мне было интересно узнавать что-то о чужой культуре, к шести годам уже читала учебники по истории и философии, а в девять взахлеб читала Гюго, потому что рассуждения автора мне очень импонировали. И наоборот, "Том Сойер" казался ужасно скучным из-за нереалистичности, глупости главных героев (я на полном серьезе живо реагировала на каждый поворот сюжета) и стилистики Твена. Так что, скорее всего, тут дело в личных предпочтениях ребенка.

2013-10-07 в 00:23 

IcePhoenix
Помогите избавиться от комплексов… - А у вас какие? - Зенитно-ракетные...(с)
Ну, я, как человек, живущий там, где это поколение уже выросло, и не одно :-D могу сказать, что ничего смертельного или недоумного нет.
Общая эрудиция - страдает очень сильно, да. Зачастую и системное мышление. Но с этим можно жить, и мозги не атрофируются.

   

Наверное, что-нибудь напишу

главная